В связи со стремительной эволюцией технологий в мировой практике, одним из основных трендов в образовании становится STEM-образование (science, technology, engineering and mathematics), другими словами идет развитие в таких ключевых академических областях, как наука, математика, технологии и инженерия. STEM представляет собой интегрированный подход обучения, в рамках которого академические научно-технические концепции изучаются в контексте реальной жизни. Цель такого подхода – создание устойчивых связей между образованием, обществом, работой и целым миром, способствующих развитию STEM-грамотности и конкурентоспособности в мировой экономике. На основе STEM появились новые варианты данного понятия, наиболее распространенными из которых являются STEAM (наука, технологии, инженерия, искусство и математика) и STREM (наука, технологии, робототехника, инженерия и математика).
Благодаря стремительному развитию технологий появляются новые профессии, повсеместно растет востребованность специалистов STEM.
В Казахстане также начато активное развитие STEM-образования. Подтверждением тому является обозначенный переход на обновленное содержание школьного образования в контексте STEM в рамках Государственной программы развития образования и науки на 2016-2019 гг. Для реализации новой образовательной политики планируется включение в учебные программы STEM-элементов, направленных на развитие новых технологий, научных инноваций, математического моделирования.
Новым трендом в системе STEM стала образовательная робототехника, которая позволяет развивать навыки программирования и конструирования, являясь интегратором всех четырех компонентов STEM и способствует поддержанию интереса школьников к научно-технической отрасли.
Для Казахстанских образовательных учреждений повсеместно закупаются комплекты робототехники. В Акмолинской области учителя школ и преподаватели системы ТиПО с 2016 года погружаются в новую область знаний – Образовательная робототехника.
На базе ФАО НЦПК «Өрлеу» города Кокшетау с сентября текущего года несколько десятков учителей школ области прошли обучение по программе использования робототехники на уроках и во внеурочное время и используют полученные знания при проведении уроков и факультативов. С целью распространения опыта внедрения и преподавания новой дисциплины ФАО НЦПК «Өрлеу» 15 ноября проведен областной семинар для учителей школ и преподавателей колледжей на тему «Робототехника: теория и практика в условиях общеобразовательных школ».
В ходе семинара учителями были показаны мастер-классы по использованию образовательного конструктора при обучении учащихся. Учитель физики СШ с.Разъезд №96 Целиноградского района А.Еркинбай совместно с учителем информатики Валихановской СШ Жаркаинского района А.Серкебаевой поделились опытом использования образовательных наборов Arduino на уроках физики. Учитель информатики СШ №11 города Кокшетау А.Сундетова провела мастер-класс по внедрению робототехники в информатику, а ее ученики объяснили принцип работы и продемонстрировали присутствующим работу собранных моделей Arduino. С.Гартунг, учитель информатики СШЛ №6 города Кокшетау рассказал о возможности управлять мобильным роботом Lego Mindstorms EV3 удаленно вне зоны видимости при помощи двух мобильных телефонов, используя камеру одного как средство слежения.
В ходе второй, пленарной, части директор ФАО НЦПК «Орлеу» Е.Исимбаев и главный специалист отдела ИТ ФАО НЦПК «Орлеу» Д.Сейпиев ознакомили участников семинара с запланированными мероприятиями по развитию робототехники в Акмолинской области.
По словам господина Исимбаева, проведенный семинар является лишь первым этапом в комплексе региональных мероприятий по решению проблемы нехватки педагогических кадров в области робототехники.